Принято на педсовете
Протокол № _1__ от 31.08.2015
|
Согласовано
Заведующая филиалом
___________ Г.А.Зеленова
|
Утверждаю
Приказ № ___ от __________
Директор
__________ В.С.Тюкина
|
Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ
Воскресенского района
Нижегородской области
Рабочая программа
6 - 9 классы
«Физкультура»
Составитель: учитель физкультуры
Зеленов Виктор Алексеевич
2015 год
Пояснительная записка.
Образовательная область "Физическая культура" призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психологических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психологического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Физическая деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека, которые выступают как цель и условие развития физической культуры личности.
Учебный предмет "Физическая культура" является ведущим, но не единственным основанием образовательной области» Физическая культура" в основной школе. Его освоение учащимися осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.
Цель обучения образовательной области "Физическая культура" в основной школе - формирование физической культуры личности школьника посредствам овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью.
В соответствии с целью образовательной области "Физическая культура" формируются задачи учебного предмета:
- расширение двигательного аппарата за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма посредствам направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психологических процессов;
- воспитание индивидуальных психологических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности;
- создание представлений об индивидуальных психологических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования с целью укрепления здоровья, поддержание его оптимального функционального состояния;
- обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физического воспитания, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
- формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и социально ориентированной направленностью.
Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях "Обязательного минимума содержания образования по физической культуре" и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка школьников.
Особенностями программы образовательной области "Физическая культура" в основной школе являются:
- определяющим образовательную область "Физическая культура" обязательной составляющей основного образования;
- направленность на реализацию принципа вариативности, создающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально - технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, лыжная база) типом учебного учреждения (городское) и региональными климатическими условиями;
- в зависимости от наших климатических условий, материально - технической оснащенности лицея его устоявшихся национальных и спортивных традиций, профессионально – специализированной подготовленности педагогических кадров в учебный план включены легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, гимнастика.
Учащиеся, оканчивающие не полную среднюю школу должны
знать/понимать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- Способы закаливания организма и основные приемы само - массажа;
Уметь:
- Составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- Выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
- Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- Осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
- Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
- Осуществлять судейство школьных соревнований одному из базовых видов спорта;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движения;
- Включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), учебной программы «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура Основная школа. Средняя (полная) школа 5-11 классы» Матвеев А.П.: М.: Просвещение, 2005., и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на преподавание в 5 классе отводиться 102 часа в год. 3 часа в неделю.
В данной программе учтены особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Структура документа
Программа по физической культуре представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебного времени прохождения программного материала; учебно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки пятиклассников; литературу, использованную при составлении программы; календарно - тематическое планирование уроков
Общая характеристика учебного предмета.
Программный материал по физической культуре делится на две части - базовую и вариативную. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. В базовую часть- входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана (основы знаний о физической культуре, спортивные игры- волейбол, баскетбол и русская лапта, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика), региональный компонент – лыжная подготовка.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время как в процессе уроков. Так и один час урочного времени в начале каждой четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
-укрепление здоровья,
- содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
В учебном плане МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на изучение предмета физическая культура в 5 классе отводится 102часа: из федерального компонента (3часа в неделю).
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
-личностно-ориентированное обучение;
-ИКТ;
-игровые технологии.
Примерное распределение времени на различные виды программного материала (сетка часов)
при 3х занятиях в неделю (102 часа в год)
№ п/п
|
Разделы программы
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
|
1
|
Основы знаний
|
В процессе уроков по материалу
|
2
|
Легкая атлетика
|
27
|
33
|
33
|
33
|
|
3
|
Спортивные игры (б/б)
|
24
|
21
|
21
|
21
|
|
4
|
Гимнастика
|
21
|
21
|
21
|
21
|
|
5
|
Лыжная подготовка
|
30
|
30
|
30
|
30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы регуляции и самоконтроля.
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы.
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания.
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол.
Основы знаний:
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Практическая часть
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Стойка и перемещение игрока
|
1
|
2
|
Передача мяча сверху двумя руками на месте
|
2
|
3
|
Верхняя прямая подача
|
2
|
4
|
Передача мяча двумя руками после перемещения вперед
|
2
|
|
Всего
|
7
|
Баскетбол.
Основы знаний:
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Практическая часть
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Стойка и передвижения игрока
|
1
|
2
|
Повороты с мячом и без мяча
|
1
|
3
|
Ведение мяча
|
2
|
4
|
Передача мяча
|
2
|
5
|
Броски мяча по кольцу
|
2
|
|
Всего
|
8
|
Русская лапта
Основы знаний:
Терминология игры русская «Лапта». Правила и организация соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Практическая часть
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Правила игры, техника безопасности
|
1
|
2
|
Подачи и удары по мячу
|
1
|
3
|
Ускорения и пробежки
|
2
|
4
|
Осаливание и самоосаливание
|
1
|
5
|
Ловля мяча с лета
|
2
|
6
|
Учебная игра
|
2
|
|
Всего
|
9
|
Гимнастика.
Основы знаний:
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Практическая часть
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Акробатика
|
2
|
2
|
Многоскоки
|
1
|
3
|
Развитие физических качеств
|
3
|
4
|
Акробатическое соединение
|
5
|
5
|
Висы, подтягивание
|
2
|
6
|
Опорный прыжок
|
2
|
7
|
Упражнения на рейке гимнастической скамейке
|
1
|
8
|
Прыжки через скакалку Поднимание туловища из положения лежа
|
2
|
|
Всего
|
18
|
Легкая атлетика.
Основы знаний:
Терминология легкой атлетики. Правила и организация соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Практическая часть
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Высокий старт
|
2
|
2
|
Бег с ускорением
|
2
|
3
|
Бег на результат 60м.
|
3
|
4
|
Прыжок в длину с разбега
|
3
|
5
|
Метание малого мяча
|
4
|
6
|
Бег на средние дистанции
|
4
|
7
|
Прыжки в высоту
|
4
|
8
|
Губернаторские тесты
|
3
|
|
Всего
|
27
|
Лыжная подготовка.
Основы знаний:
Терминология лыжной подготовки. Правила и организация соревнований по лыжной подготовке. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Практическая часть
№
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Скольжение шаг без палок
|
1
|
2
|
Одновременный двухшажный ход
|
2
|
3
|
Одновременный бесшажный ход
|
2
|
4
|
Подъем «полуелочкой», «елочкой»
|
2
|
5
|
Торможение «плугом»
|
1
|
6
|
Одновременный одношажный ход
|
1
|
7
|
Спуски в средней стойке
|
1
|
8
|
Попеременный двухшажный ход
|
2
|
9
|
Повороты на месте переступанием
|
1
|
10
|
Лыжные гонки 1км.
|
1
|
11
|
Круговая эстафета
|
1
|
12
|
Прохождение дистанций от2 до 3км.
|
3
|
13
|
Всего
|
18
|
Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса
Легкая атлетика
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности на уроках легкой атлетике.
уметь:
-пробегать 60м. с максимальной скоростью с низкого старта,
-прыгать в длину с разбега,
-метать на дальность мяч и в горизонтальную цель.
-пробегать дистанцию 1500м.,бежать в равномерном темпе до 20 мин.
Гимнастика
Знать:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики, терминологию,
Уметь:
-выполнять страховку и самостраховку, строевые упражнения; упражнения в висе. Акробатический прыжок, акробатические упражнения раздельно и в комбинации, прыгать через скакалку.
Спортивные игры
Знать:
Правила техники безопасности на уроках спортивных игр во время игры в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис.
Уметь:
-играть в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис по упрощенным правилам.
Лыжная подготовка
Знать:
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.
Уметь:
-передвигаться на лыжах разными ходами и проходить дистанцию до 2км.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных особенностей учащихся (таблица 1- уровень физической подготовленности обучающихся).
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
Легкая атлетика
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности на уроках легкой атлетике.
уметь:
-пробегать 60м. с максимальной скоростью с низкого старта,
-прыгать в длину с разбега,
-метать на дальность мяч и в горизонтальную цель.
-пробегать дистанцию 1500м.,бежать в равномерном темпе до 20 мин.
Гимнастика
Знать:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики, терминологию,
Уметь:
-выполнять страховку и самостраховку, строевые упражнения; упражнения в висе. Акробатический прыжок, акробатические упражнения раздельно и в комбинации, прыгать через скакалку.
Спортивные игры
Знать:
Правила техники безопасности на уроках спортивных игр во время игры в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис.
Уметь:
-играть в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис по упрощенным правилам.
Лыжная подготовка
Знать:
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.
Уметь:
-передвигаться на лыжах разными ходами и проходить дистанцию до 2км.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных особенностей учащихся (таблица 1- уровень физической подготовленности обучающихся).
Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса
Легкая атлетика
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности на уроках легкой атлетике.
уметь:
-пробегать 100 м. с максимальной скоростью с низкого старта,
-прыгать в длину с разбега,
-метать на дальность мяч и в горизонтальную цель.
-пробегать дистанцию 2000 м.,бежать в равномерном темпе до 25 мин.
Гимнастика
Знать:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики, терминологию,
Уметь:
-выполнять страховку и самостраховку, строевые упражнения; упражнения в висе. Акробатический прыжок, акробатические упражнения раздельно и в комбинации, прыгать через скакалку.
Спортивные игры
Знать:
Правила техники безопасности на уроках спортивных игр во время игры в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис.
Уметь:
-играть в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис по упрощенным правилам.
Лыжная подготовка
Знать:
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.
Уметь:
-передвигаться на лыжах разными ходами и проходить дистанцию до 3 км.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных особенностей учащихся (таблица 1- уровень физической подготовленности обучающихся).
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
Легкая атлетика
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности на уроках легкой атлетике.
уметь:
-пробегать 100 м. с максимальной скоростью с низкого старта,
-прыгать в длину с разбега,
-метать на дальность мяч и в горизонтальную цель.
-пробегать дистанцию 2000 м.,бежать в равномерном темпе до 25 мин.
Гимнастика
Знать:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики, терминологию,
Уметь:
-выполнять страховку и самостраховку, строевые упражнения; упражнения в висе. Акробатический прыжок, акробатические упражнения раздельно и в комбинации, прыгать через скакалку.
Спортивные игры
Знать:
Правила техники безопасности на уроках спортивных игр во время игры в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис.
Уметь:
-играть в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис по упрощенным правилам.
Лыжная подготовка
Знать:
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.
Уметь:
-передвигаться на лыжах разными ходами и проходить дистанцию до 3 км.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных особенностей учащихся (таблица 1- уровень физической подготовленности обучающихся).
|