Принято на педсовете
Протокол № 1 от 31.08.2015
|
Согласовано
Заведующая филиалом
___________ Г.А.Зеленова
|
Утверждаю
Приказ № ___ от _________
Директор
__________ В.С.Тюкина
|
Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ
Воскресенского района Нижегородской области
Рабочая программа
«ИЗО»
9 класс
Составитель: учитель информатики
Зеленов Виктор Алексеевич
2015год
- Пояснительная записка.
Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7,8,9 классы на 34 годовых часа. М. «Просвещение», 2006 год.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.
Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Задачи художественного развития учащихся в 9 классе
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
- расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
- обращение к практике синтетических искусств современности;
- освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
- включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
- Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 9 классе общеобразовательных школ.
9 класс
|
«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)
|
34 часа
|
2 четверть
|
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»
|
7 часов
|
3 четверть
|
«Азбука экранного искусства»
|
10 часов
|
4 четверть
|
«Фильм – искусство и технология»
|
7 часов
|
.Календарно-тематическое планирование. 9 класс
№ урока
|
Тема урока
|
Содержание урока, цели урока
|
ЗУН, ООУН
|
Опыт творческой деятельности
|
Дата
|
План
|
Факт
|
1
|
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
|
Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
|
Понятие общей природы художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве.
|
Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ.
|
|
|
2
|
Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства.
|
Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
|
Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
|
Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.
|
|
|
3
|
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.
|
Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.
|
Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки – это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии.
|
Анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художественного опыта в построении картины и в построении кадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой, осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения.
|
|
|
4
|
Фотография-искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.
|
Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»
|
Свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный. Передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки.
|
Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой).
Съёмка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов, передача настроения в пейзаже.
|
|
|
5
|
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
|
Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
|
Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет – портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение.
|
Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки.
|
|
|
6
|
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.
|
Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.
|
Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных.
|
Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей.
|
|
|
7
|
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
|
Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях.
|
Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости,
|
Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти.
|
|
|
8
|
Кино - запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж.
|
|
|
|
|
|
9
|
Игровой фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
|
Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.
|
Кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров. Монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино.
|
Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров.
|
|
|
10
|
Компьютер на службе художника. Анимационный фильм.
|
Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений.
Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино.
|
Монтаж – это расчёт длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий.
|
Тренинг операторского умения снимать монтажно (т.е. с учётом монтажного соединения одного плана с другим), съёмка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода), внутрикадровый монтаж.
|
|
|
11
|
От «большого» кинофильма к твоему видео этюду.
|
Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.
|
Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики.
|
Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала
|
|
|
12
|
Этапы сценарной работы над видеофильмом.
|
Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немы фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.
|
Жанры кино: анимационный, игровой и документальный. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя.
|
Создание пейзажно-видового кинонаблюдения на заданную тему (например, «Выпал снег»; применение в этюде приобретённых операторских навыков (изменение крупности планов)
|
|
|
13
|
Съёмка: дела операторские и дела режиссерские.
|
Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре.
|
Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж.
Правда и жизни и её «киноправда». Интервью – искусство диалога общения.
|
Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретённых операторско-монтажных навыков
|
|
|
14
|
Монтаж видеофильма6 правила и реальность.
|
Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.
|
Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий.
Понятие о контрапункте в кино
|
Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое.
|
|
|
15
|
Звук в любительском видеофильме.
|
Драматургия звукомузыкальной составной фильма.
Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма.
|
Многообразие аспектов режиссёрской профессии: от работы с актёрами до работы со звуком.
|
Сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа.
|
|
|
16
|
Итог на экране.
|
Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы.
|
Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д.
|
Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов.
|
|
|
17
|
Резерв.
|
Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства
|
Изобразительные возможности компьютера в нашей школе.
|
Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма
|
|
|
|