История села Нестиары.
В списках сёл Макарьевского уезда датированных 1771 годом село Нестиары не значится. Хотя в документах Макарьев-Желтоводского монастыря упоминалось о поступлениях в Макарьев из Нестиара в 1714 году крупных партий железа (140 пудов). За что железорудники Нестиара получили от монастырских властей 23 алтына, 2 деньги.
Основанный в 1434 году, но вскоре разоренный татарами, Макарьев-Желтоводский монастырь был возобновлён вскоре после Смуты в 1620 году Алексеем Муромцем, при пострижении в иноческий сан принявшем имя Авраамия. Уже при нём под стенами изначальной деревянной обители начал действовать торг, вскоре ставший крупнейшей ярмаркой не только в России, но и Европы.
В 1649 году игуменом монастыря утвердился лысковчанин Илларион, решивший отстроить обитель уже каменной – более величественной, импозантной и пожаростойкой. В каменном зодчестве 17 века неизменно применялось железо. Из него ковались связи, укладывавшиеся для прочности внутри кладки мощных стен, ими стягивались своды, из железа ковались фигурные решётки для окон, замки дверей, просекались тончайшие рисунки крестов, подзорин и прапоров. Поэтому железа при каменном строительстве требовалось много и разного по вязкости качества.
Тогда-то в 1651 году, к поискам в лесах Заволжья промышленных залежей железных болотных руд игумен Илларион и привлёк известного в округе лысковчанина – кузнеца Фёдора Иванова, по прозвищу Бобёр. Он наладил производство железа по берегам речки Чёрной Мазы, у села Разнежья и близ Нестиар-озера.
Сохранился редкий по исторической значимости документ – донесение лысковского приказчика боярину Борису Ивановичу Морозову об объёмах получаемого Фёдором Бобром железа и его ценах на Макарьевской ярмарке: «…выходит де у них из горна в сутки по 7-ми криц и по 8-ми; а крица де у них ставитца по 4 денги; а ис крицы де выходит по 4 прута железа; а прут такой купить по торговому по 8-ми денег…»
Тогда и поселились на берегах Нестиар-озера железоделатели, поставлявшие железо не только в Макарьев-Желтоводский монастырь, но и на Макарьевскую ярмарку. Но земли у Нестиара оставались глухими, к тому же спорными, поэтому власти обители старались о них помалкивать.
Небольшой деревенькой промысловиков Нестиар просуществовал до середины 19 столетия. По данным переписи населения Российской Империи 1857 года в Нестиарах насчитывалось 25 дворов, а в них 112 женщин и 122 мужчины.
Н. Ф. Филатов «Веси Нижегородского края» Н. Новгород 1999г.
История церкви нашего села.
В середине 19 века жители села считались прихожанами храма Покровского (ранее называлось Фокином), располагавшегося в 25 верстах. В осеннюю и весеннюю поры, когда просёлочная дорога раскисала, добраться до Покровского становилось практически не возможно.
По этой причине в начале 1848 года сельский мир принял решение в Нестиаре возвести собственный храм. Согласился с этим и владелец деревеньки, коллежский секретарь Пётр Фёдорович Зубов. Именно он ходатайствовал 9 ноября 1848 года перед Нижегородской духовной консисторией о строительстве в Нестиаре «деревянной на каменном фундаменте» церкви. Епископ Иеремия благословил строительство, для выбора же места в Нестиар был направлен Макарьевский уездный землемер А. Наумов. Собственно ему оставалось лишь обозначить кольями в центре деревни площадку, на которой издревле стояла небольшая рубленная часовня с одной главкой на коньке островерхой с полицами кровли.
После этого к проектированию планов-фасадов храма привлекли губернского архитектора А. Е. Турмышева. Проект храма был утверждён 14 июня 1849 года, и в Нестиаре сразу же началась заготовка всевозможного строевого леса, кирпича, железа. После заготовки строительного материала в Нестиары снова выехал землемер, который по возвращении в Нижний Новгород констатировал, что храм будет стоять «близ имеющейся там часовни на пространстве 60 квадратных сажен, которое с северной и южной стороны граничит с обывательскими домами, с восточной – с церковною селитебною, назначенной к вырезке землёю, а с западной – озером Нестеаром. Грунт земли песчаный, место ровное на небольшом возвышении, к построению церкви весьма удобное»
Но из-за финансовых трудностей дело приостановилось, тем более что в декабре 1852 года старый помещик продал Нестиар голландцу Стобеусу Николаю Яковлевичу, который согласился вместо деревянной возвести «в деревне Нестиаре церковь каменную, принимая на себя всю хозяйственную отчётность». На сей раз к проектированию храма привлекли одарённого архитектора Н. И. Ужумедского-Грицевича.
Строительство велось вручную. Как гласит предание, которое передавалось из поколения в поколение, в извёстку, которой побелена церковь, добавлены яичные желтки, которые придавали извести особую прочность. Эта известь сохранилась до настоящего времени. Яйца собирали со всей округи: из деревень Завода, Егорова, Елдежа. Летом 1859 года Нижегородский епископ Антоний антиминс, а 11 августа храм был освящён в честь Николая Чудотворца.
Н. Ф. Филатов «Веси Нижегородского края» Н. Новгород 1999г.
Сергей Степанов.
Легенда о Нестиаре
Нестиар – это озеро в Воскресенском районе. Там же, где и Светлояр. Только побольше. Если площадь Светлояра двенадцать гектаров, то Нестиара – тридцать. И оно тоже очень глубокое. Как говорит нижегородский дайвер Геннадий Мамаев, нырял он метров на двадцать, не меньше.
Находится озеро в живописной котловине и напоминает своей формой геометрически правильный овал. На юго-востоке из Нестиара вытекает ручей, впадающий в приток Люнды – Красный Быстрец.
Легенда повествует о том, что озеро названо в честь старца Нестиара, злодейски убитого во время нашествия полчищ Батыя. А монастырь, который стоял на берегу, якобы тоже опустился на дно, как и град Китеж. «Некогда из Васильсурска, - писал Владимир Короленко, - церковь с иконой Варлама Хутынского двинулась с крутого берега и, пронесясь над лесами, невидимо стала над озером и стоит до сих пор, и из озера бывает слышен звон, как из Светлояра».
По ком звонит колокол?
Раньше в ночь перед Пасхой жители окрестных селений собирались на холме возле озера и ждали: в час, когда в полусотне километров в Макарьевском монастыре ударяли в большой колокол, были действительно слышны отголоски этого звона. Считалось, что озеро Нестиар сообщается подземными источниками с Волгой, и потому гул передаётся по воде.
Нижегородский беллетрист Н. С. Толстой объяснял легенду о звонах из глубины порывами ветра. Именно ветер, по его мнению, заносит звоны из Макарьева к Нестиару по просёлкам и ветроломам.
Подтвердить сегодня эту экзотическую гипотезу не представляется возможным. Многопудовые макарьевские колокола в двадцатых годах прошлого века большевики увезли на переплавку, но до плавильной печи они не добрались. То ли баржа потерпела аварию, то ли макарьевскую реликвию схоронили от глаз людских в одном из волжских затонов. По словам ветерана-речника Андрея Николаевича Ратовского, он даже знает точное место, где находятся эти колокола. Но чтобы поднять их, очистить от донных отложений, нужны деньги, и немалые. Их никто не даёт.
Нельзя услышать похороненные звоны ещё и по другой причине. Озеро, к сожалению, катострофически мелеет. Когда в Нестиарах ещё существовал колхоз, тогдашний его председатель В. В. Маркин, чтобы быстрее сходили паводковые воды, распорядился углубить русло Истока. Это нарушило веками формировавшееся дно ручья. Вода из озера начала уходить в грунт.