Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 10.05.2024, 03:31 |
Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ | |
Приветствую Вас Гость |
|
Духовно нравственное воспитаниеУправление образования и молодёжной политики Воскресенского района Нижегородской области. МОУ Нестиарская основная общеобразовательная школа Согласовано Утверждаю Педсовет: Директор школы: ПРОГРАММА духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Автор составитель: Зам. дир. по ВР Зеленова Г.А. Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи. 3. Основные принципы организации воспитания. 4. Основные направления. 5. Механизм реализации программы. 5.1 Этапы построения воспитательной системы. 5.2 Программа построения воспитательной системы.
7.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. 8.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. 9.Ожидаемые результаты реализации программы. 1.Пояснительная записка. Актуальность программы: Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми. Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Педагогический коллектив школы совершенствует воспитательный процесс, используя различные педагогические технологии. Коллектив школы развивает и укрепляет позитивные традиции, которые сложились в процессе многолетней совместной работы учителей и учащихся. В числе таких традиций следует выделить:
Наша школа имеет богатую историю и замечательные традиции. Большое внимание уделяется в школе воспитанию патриотизма и гражданственности. Добрыми традициями на протяжении всех лет являются: тимуровская работа, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, линейки памяти, митинги, экскурсии. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение семей опекаемых детей, регулярное посещение проблемных семей, проводятся вечера вопросов и ответов, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выставки поделок семейного творчества, индивидуальные беседы с родителями, проведение педсоветов. Родители являются единомышленниками, помощниками классных руководителей, школы. Наиболее приемлемыми формами являются: диспуты, конкурсные программы, вечера отдыха, походы, поездки, экскурсии. Нормативно – правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:
2. Цель и задачи. Воспитание в каждом ребенке человечности, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система. Цель:
Задачи: В области формирования личностной культуры: Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение этих ценностей; В области формирования социальной культуры: Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; В области формирования семейной культуры; Развитие и воспитание культуры семейных отношений. 3. Основные принципы организации воспитания:
4.Основные направления . Согласно ,поставленных задач вытекают следующие направления:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; «Я - и семья» Воспитание культуры семейных отношений 5. Механизм реализации программы. Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на четыре года. Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания. В осуществлении Программы участвуют Совет школы, педагоги, библиотекарь, детское школьное объединение, обучающиеся. 5.1. Этапы построения воспитательной системы. В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3 этапа: 1. Этап – проектный ( 2011-2012 уч. гг.).
2. Этап – практический ( 2012-2014 уч. гг.).
3. Этап – обобщающий ( 2014-2015 уч. гг.).
5.2. Программа построения воспитательной системы.
6. Основное содержание, виды и формы деятельности по реализации программы. Подпрограмма «Мой край родной» Актуальность разработки программы: В глухих заволжских лесах, совсем недалеко от известного каждому озера Светлояр, есть еще одно не менее загадочное озеро. Его история таинственная, и есть в ней что-то от преданий о Светлояре идущее. А зовут это озеро Нестиар. С этим местом связаны многочисленные легенды об ушедшем под воду монастыре; о старце Несторе и внуке его Ждане Веснушчатом; о старце Несторе, погибшем в этих местах во время нашествия хана Батыя; про лебедушку Настасью. А еще говорят, что в Нестиарах есть старинный старообрядческий скит. Местные помещики считали престижным иметь свою дачу возле Нестиар. Здесь строились и Шагин, и Беляев - крупные лесопромышленники из Воскресенского. Ну и, конечно же, Толстой: Николай Сергеевич Толстой – граф, отставной офицер, сын бывшего нижегородского вице – губернатора. Троюродный брат Льва Толстого. Можно их понять. Природа и сейчас прямо – таки грандиозная. Леса, полные ягод и грибов. Много мелких речек и озер. А каково само озеро Нестиары, по имени которого и село впоследствии назвали? Решением облисполкома №558 от 17.08.76 озеро Нестиар, объявлено памятником природы государственного значения и взято под охрану, как место произрастания редких видов растений, площадь 29,9 га. Значение памятника природы: областное, охрана ценофонда (представлены типичные биоценозы эоловых озер), охрана генофонда (место обитания редких видов растений), научное (ботаническое), водоохранное, историко-культурное. Достопримечательностью села Нестиары, является и Никольская церковь, построенная в 1859 году на самом высоком месте у озера Нестиар. Проектировал храм архитектор Н.И.Ужумедский-Грицевич. Церковь подвергалась разрушению в 1934-1935 г.г. В середине 90-х годов 20 века верх сгорел. В настоящее время церковь реставрируется. Задачи: Приобщать детей к природным ценностям родного края, прививать любовь к родной земле. Содержание деятельности: Организация эколого-краеведческой деятельности детей по следующим направлениям: -создание особо охраняемой природной зоны около легендарного озера Нестиары, являющегося памятником природы областного значения и охраняющегося государством, с привлечением группы ребят в исследовательскую деятельность. Ребята могут составить собственную карту территории, осуществлять наблюдение за изменениями; - заниматься оформлением и установкой информационных щитов для туристов; - организация ученической исследовательской лаборатории для изучения химического состава воды; - составление источниковедческой базы в процессе бесед со старожилами села; - разработка познавательно-туристических маршрутов Формы и методы организации деятельности: - экологические недели, часы; - экскурсии по родному краю; - организация школьной экспедиции для исследования малоизученных мест, памятников природы; - организация познавательного туризма для гостей села; - интеллектуальные краеведческие игры, экологические конкурсы, викторины; - участие в научно-практических конференциях, конкурсах. Ожидаемые результаты образовательного проекта: - пополнение и обновление экспонатов историко-краеведческого музея; - создание летнего экологического лагеря на базе школы; - обустройство и развитие особо охраняемой природной территории - обустройство и функционирование экологической тропы; - создание страницы «Истоки» в районной газете; - выпуск буклетов с описанием флоры и фауны родного края; - разработка программы туристических маршрутов с путеводителями. Условия организации работы: - согласование с УО Воскресенского района по организации летнего экологического лагеря - поиск партнеров по оказанию финансовой поддержки в организации экологических экспедиций. Средства контроля и достоверность результатов: будут подтверждаться периодическими отчетами о реализации программы «Мой край родной» перед Советом школы, родительской общественностью, СМИ. Подпрограмма «Моя малая родина» Актуальность образовательной программы: Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, своей малой родины. Задачи:
Содержание деятельности: - изучение истории России, российских народов, своей семьи, рода; - жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; - произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; фольклора народов России;; - периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь, учебных дисциплин; Формы и методы организации деятельности: -конкурсы: «Корнями дерево сильно»,«Моя родословная»,«Мои знаменитые родственники» - сочинения на темы: «Расскажи о своем крае», «Мой отчий край»; - школьные этнографические экспедиции; - участие в научно-практических конференциях, конкурсах. Ожидаемые результаты: - постановка детских спектаклей; - отчетные концерты в конце учебного года; - установка досок памяти на домах ветеранов Труда; - презентация творческой деятельности учащихся школы; - участие в смотрах- конкурсах; Условием организации работы являются: Сотрудничество с сельским Домом культуры, взаимодействие творческих коллективов через участие в разных формах совместной деятельности на уровне школы, села, района, области. Средства контроля и достоверность результатов: Будет подтверждаться в периодических отчетах на школьном совете, Попечительском совете, перед родителями, общественностью села, в СМИ Подпрограмма «Очаг» Обоснование актуальности образовательной программы: Мы воспитываем в детях такие ценности, как трудолюбие, уважение и почитание старших, честность, гостеприимство. Современная семья, на наш взгляд, является главным носителем и транслятором культуры рода. Наш край является родиной прославленных и именитых людей, которых народ оценил за их самоотверженный труд, подвиги, достижения. На наш взгляд, семья является основным источником формирования у ребенка установок, направленности, стремления к достижениям. Поэтому мы рассматриваем семью как ценность для становления личности. Задачи: Приобщение детей к ценностям Человека, через познание истории своей семьи. Содержание деятельности: Предусматривает проведение семейных конкурсов, знатоков истории, обычаев, традиций русского народа, ремесел, организация выставок произведений народного творчества, конкурс детских талантов. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по изучению, сбору материала о знаменитых людях труда, семейных династий, представителей разных профессий выходцев из села, своей родословной и оформление результатов в виде печатной продукции, буклетов, публикаций в школьной и районной газете. Формы и методы организациидеятельности: - конкурсы на «Лучший вопрос знаменитому земляку …», на лучшее сочинение «Моя семья», викторины, игры; - беседы, интервью со старожилами села; - изучение традиций семейных, родовых обрядов, праздников; - экскурсии в музеи; - конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная»; - конференции, публичный доклад, круглый стол; Ожидаемые результаты: -посадка деревьев памяти ветеранов войны; -изготовление и установка памятных досок на домах ветеранов Великой Отечественной войны; -шефство за памятником - ввести в традицию организацию встреч со знаменитыми людьми села; -обобщение и распространение собранного материала в публичных докладах на НПК, презентация поисково-исследовательской деятельности. Необходимым условием реализации программы: Является повышение интереса родителей к делам школы, взаимодействие института семьи и школы по вопросам управления и реализации программы, привлечение представителей бизнес - структур, общественных организаций к актуализации роли семьи в формировании личности. Средства контроля и достоверность результатов: Периодическая отчетность перед вышестоящими органами в СМИ, коллективное обсуждение, систематический анализ работы педагогического коллектива по программе. 7.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Цель: создание эффективного педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения. Формы взаимодействия:
8. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за•круглым столом, вечер вопросов и•ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей 9.Ожидаемые результаты реализации программы:
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Используются технологии uCoz |